Горбатова Инна Сергеевна

Проект "Волшебница вода"

18 марта 2015

Исследовательский – творческий

проект

«Волшебница вода».

Пояснительная записка

 

Подготовила и провела  Горбатова Инна Сергеевна.

Тип проекта – творческий, информационный, экспериментальный;

По времени проведения: краткосрочный (декабрь - март) .

Участники проекта: дети 4-5 лет,  родители, воспитатель.

Место проведения: МБДОУ д/с №27.

 

Основной целью проектного метода  является:

- развитие познавательных интересов, потребности и способности;

- самостоятельной поисковой деятельности на базе обогащённого и сформированного эмоционально-чувственного опыта.

Метод проектов актуален и очень эффективен. Он даёт ребёнку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания. Развивать творческие способности и коммуникативные навыки.

Современные исследователи (Иванова А.И., Куликовская И.Э., Николаева С.Н., Рыжова Н.А., Поддьяков Н.Н. и др.) рекомендуют использовать метод экспериментирования и в работе с детьми дошкольного возраста.

В ходе проведенного нами опытно-педагогического исследования нами было установлено, что экспериментирование включает в себя активные поиски решения задачи, выдвижение предположений, реализацию выдвинутой гипотезы в действии и построение доступных выводов. Мы пришли к выводу, что детское экспериментирование является хорошим средством интеллектуального развития дошкольников.

Детское экспериментирование оказывает положительное влияние на эмоциональную сферу ребёнка, на развитие творческих способностей, на укрепление здоровья за счёт повышения общего уровня двигательной активности.

Метод проектов используется в работе с детьми, начиная с младшего дошкольного возраста. Он позволил определить задачи обучения, сформировать предпосылки учебных и исследовательских умений и навыков в соответствии с основными линиями развития.

Задачи:

  • Вызвать интерес к поисковой деятельности.
  • Учить детей видеть и выделять проблему эксперимента.
  • Принимать и ставить перед собой цель эксперимента.
  • Отбирать средства и материалы для самостоятельной деятельности.
  • Развивать личностные свойства: целеустремлённость, настойчивость, решительность.
  • Обогащать сознание содержательно упорядоченными сведениями о мире.

 

Дети по природе своей – исследователи. Исследовательская, поисковая активность – естественное состояние ребёнка, он настроен на познание окружающего мира, он хочет познавать: рвёт бумагу и смотрит, что получится; проводит опыты с разными предметами; измеряет глубину снежного покрова на участке; объём воды и т.д. Всё это объекты исследования.

Исследовательское поведение для дошкольника – главный источник для получения представлений о мире.

Наша задача – помочь детям в проведении этих исследований, сделать их полезными: при выборе объекта исследования; при поиске метода его изучения; при сборе и обобщении материала; при доведении полученного продукта до логического завершения – представление результатов, полученных в исследовании. Подбирая сведения об окружающей природе, учитывая возрастные особенности ребёнка, их интересы, касающиеся не столько выбора проблемы, сколько уровня её подачи, имеется в виду её формулировка и отбор материала. Умозаключения детей основываются на собственном практическом опыте, а не на словесной информации, которую они получают от воспитателя. Следовательно, необходимо использовать практические методы.

Особое значение для развития личности имеет усвоение им представлений о взаимосвязи природы и человека. «Что я слышу – забываю. Что я вижу – помню. Что я делаю - понимаю» (Конфуций). Экспериментирование поможет ребятам ответить на вопросы «Всегда ли вода одинаковая?», «Куда делась вода»

Для обеспечения органичного единства обучения и творчества детей занятия включают в себя следующие виды деятельности:

  • Ознакомление с окружающим.
  • Экологическое воспитание.
  • Развитие речи.
  • Наблюдения на прогулке
  • Наблюдения в детском саду
  • Наблюдение в группе
  • Наблюдение в живом уголке
  • Экспериментирование
  • Опыты
  • Непосредственный опыт воспитателя с ребенком.
  • Самостоятельная деятельность детей.
  • КВН, развлечения.
  • Наблюдения в природе.
  • Рассматривание фотографий (где в природе существует вода?)
  • Беседы по теме «Путешествие капельки».

Для реализации поставленных задач необходимо создать условия в предметно-развивающей среде группы (уголок экспериментирования, мини-лаборатория).

Уголок экспериментирования

Основное оборудование лаборатории:

  • приборы – «помощники»: лабораторная посуда, весы, объекты живой и неживой природы, ёмкости для игр с водой разного объёма и формы;
  • природный материал: камешки, глина, песок, ракушки, птичьи перья, спил и листья деревьев, мох, семена и т.д.;
  • утилизированный материал: проволока, кусочки кожи, меха, ткани, пробки;
  • разные виды бумаги;
  • красители: гуашь, акварельные краски;
  • медицинские материалы: пипетки, колбы, мерные ложки, резиновые груши, шприцы (без игл);
  • прочие материалы: зеркала, воздушные шары, масло, мука, соль, сахар, цветные и прозрачные стёкла, сито, свечи.

Дополнительное оборудование:

  • детские халаты, клеенчатые фартуки, полотенца, контейнеры для хранения сыпучих и мелких предметов.

В уголке экспериментирования необходимо иметь:

  • карточки-схемы проведения экспериментов оформленные на плотной бумаге (на обратной стороне карточки описывается ход проведения эксперимента)
  • индивидуальные дневники экспериментов.

Материал, находящийся в уголке экспериментирования должен соответствовать среднему уровню развития ребенка. Необходимо также иметь материалы и оборудование для проведения более сложных экспериментов, рассчитанных на одаренных детей и детей с высоким уровнем развития.

 

 

 

 

 

Содержание проекта – «Волшебница вода»

 

В рамках проекта дети познакомились с окружающим миром воды, со свойствами воды, с природными явлениями. Ответили на вопросы: Кому нужна вода, как вода попадает к нам, какая бывает вода? Провели ряд экспериментов по выявлению свойств воды: твердая, жидкая, газообразная, не имеет формы, какие вещества растворяются в воде, что тонет в воде и т.д. Также мы познакомились с обитателями воды и водоемов. Изучили движение воды в природе (круговорот воды). Рассмотрели такое состояние когда воды бывает опасной: наводнения, можно утонуть, обжечься и т.д. В этом нам помогла игра «Вода – хорошо, вода- плохо». После того, как мы достаточно изучили водную среду, нам предстояла задача решить вопрос о загрязнении воды и о том, как сберечь воду.

На всем протяжении проекта ребята готовили с родителями доклады на тему воды. Многие темы были освещены самими ребятами. Но помимо этого дополнительную информацию готовил воспитатель.

В рамках непосредственной работы воспитателя с ребенком:

  • Были поставлены наводящие вопросы, для того, чтобы ребенок мог интересно преподнести свою тему;
  • Представлен дополнительный материал для совместного изучения;
  • Использование информационных технологий для показа тематических презентаций и мультфильмов;
  • Помощь в проведении более сложных и интересных опытов и экспериментов;
  • Организованы тематические наблюдения, как на улице, так и в группе;
  • Разгадывание загадок;
  • заучивание стихотворения;
  • Рассматривание фотографий;
  • Беседы по теме «Путешествие капельки»
  • Целевая прогулка;
  • Наблюдения в природе;

В рамках самостоятельной деятельности детей:

  • Рассматривание тематических картин;
  • Прослушивание аудиозаписи;
  • Опыты с переливанием воды;
  • Опыты  «тонет – не тонет»;

 

На фронтальных занятиях были даны следующие темы:

  • Природная стихия – вода;
  • Вода – друг, вода – враг;
  • Вода – наше богатство;
  • Профессии, связанные с водной стихией;
  • Растворимые вещества в воде;
  • Откуда пришла вода;
  • Круговорот воды в природе;
  • Источники загрязнения воды;
  • Берегите воду;
  • Свойства воды;
  • Заучивание стихотворения «Волшебная вода»

 

 

Интересные методы обучения:

 

Мозговой штурм. Ученики высказывают идеи, связанные с заданной темой и связывают их с предварительными знаниями и новыми возможностями. Используется в начале проекта, ходе обсуждений.

Игра «Хорошо-плохо». Выявляет представление детей о свойствах изучаемого объекта, его системе взаимосвязей.

Тематическое рисование, лепка, аппликация;

Работа в парах: изобразите облако-тучу, каплю-дождь, лужу-ручеек-реку;

Сочинение экологической сказки о воде;

Развлечение «Праздник волшебной Воды»

Конкурс рисунков и поделок «Портрет воды»

Проект проходил в игровой форме, в непринужденной обстановке. Создавались искусственные проблемные ситуации, из которых дети искали выход самостоятельно, что доставило много радости.

"Волшебная вода"

Вы, слыхали о воде?  Говорят она везде!  Вы в пруду её найдёте,  И в сыром лесном болоте.  В луже, в море, в океане  И в водопроводном кране,  Как сосулька замерзает,  В лес туманом заползает,  На плите у вас кипит,  Паром чайника шипит.  Без неё нам не умыться,  Не наесться, не напиться!  Смею вам я доложить:  Без неё нам не прожить!

Метод проектов актуален и очень эффективен. Он даёт ребёнку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания. Развивать творческие способности и коммуникативные навыки, что позволяет ему успешно адаптироваться к изменившейся ситуации школьного обучения.

Необходимо выяснить, что дети запомнили, хорошо ли усвоили знания, научились ли определять свойства воды. Для этого детям в конце каждого занятия задавались вопросы по теме, а в конце каждого эксперимента и опыта воспитатель вместе с детьми формулировал выводы. При ответах детей учитывались не только их правильность, но и активность детей, их готовность отвечать.

После проведения данного блока занятий выявилось, что все дети были очень активны, хорошо усвоили предложенный им материал, он не был для них труден, наоборот, вызвал большой интерес у детей, что также способствовало его лучшему усвоению.

Таким образом, применение различных методов при ознакомлении дошкольников со свойствами воды возможно и необходимо только тогда, когда педагог целенаправленно включает детей в различные продуктивные виды деятельности; обучение идет через активную игровую, исследовательскую и экспериментирующую деятельность; практические занятия способствуют формированию представлений об окружающем мире.

Это и доказывают проведенные нами опытно-экспериментальные занятия по общей теме «Волшебница вода». Следовательно, экспериментально-опытная деятельность является необходимым элементом обучающего процесса при изучении свойств неживой природы и должна быть включена в систему методов и приемов формирования знаний об окружающем мире у детей среднего дошкольного возраста.

 

 

План реализации проекта

Объект исследования – Вода в природе

Тема – Волшебница вода

Цель - продолжать расширять и уточнять представления детей о различных природных объектах; объяснять экологические зависимости, осознание которых способствует развитию современного экологического мышления. Воспитывать гуманное отношение ко всему живому, учить правильному поведению в природной среде, закладывать основы экологической культуры личности; способствовать осмыслению разных аспектов взаимодействия человека с природой; развивать экологическое мышление и творческое воображение в процессе опытнической и исследовательской деятельности детей; совершенствовать характер и содержание обобщенных способов обследования предметов с помощью системы сенсорных эталонов и перцептивных действий, учить осуществлять оптимальный выбор эталонов в соответствии с познавательной задачей; приучать детей проявлять инициативу и любознательность с целью получения новых знаний.

Проблема:

Проблемные вопросы:

  • Возможно ли жить без воды?
  • Может ли исчезнуть вода?
  • Как вода попадает в кран?

Учебные вопросы:

  • Какие состояния воды существуют?
  • Какие явления природы вы знаете?
  • Что такое круговорот воды в природе?
  • Почему воду нужно беречь?
  • Как очистить воду?
  • Образовательные области:

 

 

 

Социализация

Развитие игровой деятельности детей; приобщение к элементарным общепринятым

 нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми;

Труд

Развитие трудовой деятельности; воспитание целостного отношения к собственному

труду, труду других людей и его результатам; формирование первичных представлений

 о труде взрослых, его роли в обществе и жизни каждого человека;

Безопасность

Формирование представлений об опасных для человека и окружающего мира природы

 ситуациях и способах поведения в них; приобщение к правилам безопасного для

человека и окружающего мира природы поведения; передача детям знаний о правилах

 безопасности дорожного движения в качестве пешехода и пассажира транспортного

средства; формирование осторожного и осмотрительного отношения к потенциально

 опасным для человека и окружающего мира природы ситуациям;

Познание

Сенсорное развитие; развитие познавательно-исследовательской и продуктивной

деятельности; формирование элементарных математических представлений;

формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей;

Коммуникация

Развитие свободного общения с взрослыми и детьми; развитие всех компонентов

устной речи детей в различных формах и видах детской деятельности; практическое

 овладение воспитанниками нормами речи;

Чтение художественной литературы

Формирование целостной картины мира, в том числе первичных ценностных

представлений;

 развитие литературной речи; приобщение к словесному искусству, в том числе развитие

художественного восприятия и эстетического вкуса;

Художественное творчество

Развитие продуктивной деятельности детей (лепка, рисование, аппликация,

 художественный труд); развитие детского творчества; приобщение к изобразительному

 искусству;

Музыка

Развитие музыкально-художественной деятельности; приобщение к музыкальному

искусству;

Развитие интегративных качеств:

Физически развитый, овладевший основными культурно-гигиеническими навыками

Любознательный, активный;

Эмоционально отзывчивый;

Овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками;

Способный управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдавший элементарные общепринятые нормы и правила поведения;

Способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы), адекватные возрасту;

Имеющий первичное представление о себе, семье, обществе, государстве, мире и природе;

Овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности;

Овладевший необходимыми умениями и навыками;

Предварительная работа.

При выборе темы были учтены следующие правила:

Тема должна быть интересна ребёнку, должна увлекать его.

Тема должна быть выполнима, решение её должно принести реальную пользу участникам исследования (ребёнок должен раскрыть лучшие стороны своего интеллекта, получить новые знания, умения, навыки). Вот почему педагог должен разрабатывать любое занятие, точно сформулировать вопросы, задачи, последовательность действий так, чтобы каждый ребёнок мог действовать осмысленно.

Тема должна быть оригинальной, в ней необходим элемент неожиданности, необычности.

Тема должна быть такой, чтобы работа могла быть выполнена относительно быстро. Учитывая особенность детской природы, дети младшей, средней, а иногда старшей группы не способны концентрировать собственное внимание на одном объекте долговременно, поэтому следует стремиться к тому, чтобы первые исследовательские опыты не требовали длительного времени.

 

Описание видов деятельности

Игровая деятельность.

Основной особенностью игры является то, что она представляет собой отражение детьми окружающей жизни - действий, деятельности людей, их взаимоотношений в обстановке, создаваемой детским воображением. В нашем проекте использовались такие игры, как: «Как играть с водой», «Наливаем-выливаем», «Игра в прятки», «Играем с красками», «Снежинка на ладошке», «Превращение воды в лед», «Поиграй со мной водичка». Использовалась настольная игра «Обитатели воды».

Учебная деятельность

Учебная деятельность формируется под непосредственным педагогическим воздействием. Детей в дошкольном возрасте необходимо обучать для того, чтобы они могли овладеть сведениями и навыками, важными для их правильного развития на данной ступени.

В проекте мы использовали серию фронтальных занятий по соответствующей теме. Многие занятия были подкреплены презентацией, наглядными пособиями.

Активно использовали тематические беседы, а детям задавали наводящие вопросы для того, чтобы ребенок мог интересно преподнести свою тему.

Организованы тематические наблюдения, как на улице, так и в группе. В совместной деятельности мы разгадывали загадки, учили стихотворения, проводили опыты и экперименты, рассматривали фотографии и наглядные картинки.

Обучение проходило и в рамках наблюдения, как на улице, так и в группе.

Эффективным средством обучения является работа по подгруппам, когда решается спорный вопрос, выставленный воспитателем. Так дети приходят к самостоятельному выводу проблемного вопроса.

Трудовая деятельность

Трудовая деятельность – это формирование положительного отношения к труду, то есть:

ознакомление с трудом взрослых, формирование представлений об общественной значимости труда и воспитание уважения к людям труда, а также бережное отношение к его результатам;

организация трудовой деятельности детей, в процессе которой формируются трудовые навыки, навыки организации работы, а также положительные взаимоотношения ребенка со взрослыми и сверстниками.

Эти задачи решаются через ознакомление детей с трудом взрослых и через непосредственное участие детей в посильной трудовой деятельности в детском саду и дома.

Во время проведения проекта дети также продолжали закреплять навыки по:

Самообслуживанию – формирование навыков еды, умывания, раздевания и одевания; развитие умений пользоваться предметами гигиены; воспитание бережного отношения к своим вещам и предметам быта.

Хозяйственно-бытовому труду – развитие у детей хозяйственных трудовых навыков в быту. Дети активно принимали участие в подготовке к опытам и экспериментам. Помогали друг другу при выполнения задания. Готовили соответствующий материал для занятий по лепке, аппликации или рисованию.  Также дети развили дополнительный навык осторожности не только с водой, но и с другими предметами.

Труд в природе – активное, посильное участие детей в работе на цветнике, ягоднике, огороде, а также уход за комнатными растениями и домашними животными. При работе в уголке природы, дети стали умеренно наливать воду в растения, умеренно использовать «обрызгиватель», т.к. узнали о том, что вода в больших количествах вредна для растений.

 

В ходе проведенной нами экспериментально-исследовательской деятельности было установлено, что экспериментирование включает в себя активные поиски решения задачи, выдвижение предположений, реализацию выдвинутой гипотезы в действии и построение доступных выводов. Мы пришли к выводу, что детское экспериментирование является хорошим средством интеллектуального развития дошкольников.

Детское экспериментирование оказывает положительное влияние на эмоциональную сферу ребенка, на развитие творческих способностей, на закрепление здоровья за счет повышения общего уровня двигательной активности.

Для родителей был представлен плакат с фотографиями детей во время проведения проектной деятельности, презентация проекта, а детям вручили грамоты.

Оставить комментарий: